Почему россияне пьют, бросают и снова пьют

На днях Верховный суд Якутии признал незаконным запрет на продажу спиртного в одном из поселений, отстояв права виноторговца. В окрестностях столицы непьющих поселений и вовсе нет, однако есть общества трезвости, члены которых добиваются того, чтобы непьющих людей в России перестали считать ненормальными.

Источник: РИА "Новости"Бороться с «зеленым змием» у россиян получается с трудом. Даже там, где это вопрос жизни и смерти — в поселениях коренных жителей Якутии, — желание населения ввести сухой закон порой разбивается о права виноторговцев. Так, Верховный суд республики признал незаконным запрет на продажу спиртного, за который проголосовали жители села Жиганска. В Якутии более 160 непьющих поселений. Заставят ли туда вернуть алкогольные ларьки — неизвестно. Есть еще Чечня, где спиртное чудесным образом никто ни покупать ни продавать «не хочет». В окрестностях же столицы трезвых поселений не отыщешь, однако есть общества или братства, члены которых пока хотят лишь одного: чтобы непьющих людей перестали считать ненормальными. Корреспондент «Ленты.ру» побывал в одном из таких обществ и поделился впечатлениями.

Шариковая ручка выводит на листке бумаги контур бутылки, а потом колокольню с крестом. Автор нехитрого рисунка сидит за столом. На висках у мужчины проблескивает седина, но он похож на старательного школьника. Пару минут назад ему и еще десятку пришедших дали задание нарисовать все, что они запомнили на вчерашней лекции.

Читайте такжеМесяц не пить: к чему приводит добровольный «сухой закон»

Занятие проходит в небольшом зале приходского дома храма Архангела Михаила в Талдоме. Лектор Владимир Фахреев — человек харизматичный, похож на типичного криминального авторитета из кино.

Владимир ездит по России с лекциями о трезвости по методу Геннадия Шичко. В талдомской общине Фахреев гостит с десятидневным курсом. Отыскать видео его выступлений в интернете несложно. Задача Владимира — объяснить гражданам, что главная проблема алкоголизма не в физической или психологической зависимости, которых по сути и не существует, а в самообмане и запрограммированности путем неправильного воспитания и систематического воздействия скрытой рекламы.

«Говорить нужно не о вреде, а о глупости этого занятия», — уверен Фахреев.

Чувства, испытываемые любителями спиртного, табака и наркотиков (четкой границы между ними он не проводит) к заветному зелью, отмечает Владимир, сродни религиозным. «Речь идет о вере!» — говорит, округляя глаза, Фахреев.

Талдомское братство трезвости было организовано в 2010 году. Его лидер — настоятель храма Архангела Михаила, протоиерей Илия Шугаев. На протяжении всего занятия он всячески демонстрировал свою осведомленность в том, что говорит приглашенный лектор.

Читайте такжеДожить до 90: связан ли алкоголь с долголетием

Этот батюшка известен далеко за пределами Талдома. Он член Всероссийского православного братства «Трезвение» имени Иоанна Предтечи, кандидат богословия, эксперт Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, автор множества книг и учебника «Уроки трезвости» для воскресных школ.

«Границы в нашем братстве достаточно размыты. Есть некое ядро — 15 человек. Вокруг него море сочувствующих», — рассказывает отец Илия. В паблике во «ВКонтакте», к слову, состоит 49 пользователей. Ядро братства — это не пожизненные трезвенники, а те, кто регулярно участвует во встречах и мероприятиях организации.

«Но в принципе почти все они с обетом трезвости. Многие с пожизненным. Некоторые, включая меня, каждый год дают такой обет», — уточняет батюшка.

Ему не нравится вести разговоры о борьбе с алкоголизмом. Он тут же поправляет собеседника, что заниматься надо утверждением трезвости.

«Это два принципиально разных подхода», — дважды повторяет Шугаев.

Отца Илию интересуют в первую очередь проблемы семейной жизни прихожан, а не алкоголизм, но так уж вышло, что эти темы часто перекликаются.

Сперва он говорил о дурных зависимостях в физическом и духовном плане с детьми в воскресной школе. Со временем набралось материала на книгу «Свобода и зависимость». Затем его втянули в общий поток «утвердителей трезвости».

Год, прожитый без бутылки, дает право носить значок красного цвета, три года — зеленого, семь — синего, а более 15 — белого.

Эти награды отличают членов упомянутого выше Всероссийского общества «Трезвение». В Талдоме такие тоже есть.

Читайте такжеХолодный климат вынудил людей больше пить

Давшим обет бывает трудно в обществе, где выпить могут не только предложить, но и заставить. «Знакомому так родственники в рот залить решили. Схватили — и… У тебя, говорят, любви нет к ближним», — говорит один из них.

«За год до этого к нам в приход пришли анонимные алкоголики. Попросили разрешения собираться у нас при храме, — вспоминает батюшка. — Меня это мучило: вот они собираются, такие молодцы, а со взрослыми нашими прихожанами работа не ведется. Вот и создали братство».

источник: Lenta.Ru