Пригород-сад: зачем России нужны новые города

На границе с Финляндией планируют построить населенный пункт на 30 тыс. человек.

Источник: Известия

В Карелии собираются построить новый город. Он расположится неподалеку от финской границы. Название города Алхо — также взято из финского языка и означает «низина». Впрочем, оценить даже примерную стоимость этого проекта пока сложно. Действительно ли строить новые города на месте пустырей проще, чем развивать старые — разбирался портал iz.ru.

Отель и университет

Куриекское поселение, где расположится новый город, находится на берегу Ладожского озера. От него до границы с Финляндией около 45 км и чуть больше часа в пути. Сейчас в поселке проживает всего 65 человек. Помимо жилых домов в городе будет построено несколько градообразующих предприятий. Там появятся школы, университет, тематические парки и объекты гостиничного бизнеса. Разработкой городской планировки займется «Петербургский НИПИГрад». Эта же компания выступит в качестве девелопера. Площадь нового города составит около пяти га.

Генеральный директор «Петербургского НИПИГрада» Юрий Кириенков рассказал порталу iz.ru, что планируемое число жителей города составит 25−30 тыс. человек. В настоящий момент идет определение основных параметров застройки, а также экономических показателей.

Ладожское озеро, республика Карелия | Источник: falco/СС0

— Определяются инженерные ресурсы, производится топографическая съемка местности. Границы территории определены пока предварительно, они будут корректироваться. Предложение будет направлено в правительство РФ для утверждения, — отметил Кириенков. По его словам, финансированием конкурса займется фонд им. академика Валентина Назарова. Принять участие в проекте смогут как российские, так и иностранные компании.

В рамках строительства запланировано возведение речного порта в Якимваарском заливе Ладожского озера и реконструкция железнодорожных путей, в том числе создание станции Алхо, а также возможное строительство автовокзала, аэропорта, вертолетных площадок и канатной дороги. Создатели проекта считают, что город должен развиваться в формате территории опережающего социально-экономического развития и привлекать инвесторов из Финляндии.

С китайцами не получилось

Это не первая попытка построить приграничный город с нуля, однако предыдущая успехом не увенчалась. Новый город планировали возвести на границе с Китаем на базе приграничного поселка Забайкальск. О грандиозных планах превращения небольшого поселка в новый мегаполис заговорили еще в 2011 году.

НовостьРегионы прошли проверку на капремонт

Строительством «Экономик-сити» в Забайкальском крае должна была заниматься столичная компания «Олимпик сити». Экономгород должен был расположиться на 40 га земли. По планам инвесторов, в городе собирались построить новый вокзал, аэропорт, филиалы музеев и консерватории, а также несколько отелей. Позаботились и о рабочих местах. Предполагалось создание градообразующих предприятий, которые могли бы обеспечить работой свыше 27 тыс. человек. Рассчитывали, что строительство повысит туристическую привлекательность региона.

— Больше половины грузовых перевозок проходит через Забайкальск. В отличие от любого другого места на границе Российской Федерации с другими странами, этот поселок наделен потенциалом для успешного развития логистического комплекса. Сегодня это используется частично. Во-вторых, ресурсный потенциал, который есть в целом в нашей стране. Если рассматривать этот потенциал в соприкосновении с огромной экономикой Китая, с логистическим потенциалом, который здесь есть, он может выглядеть совершенно иначе, — рассказал председатель компании «Олимпик Сити» Дмитрий Рябов.

Источник: Reuters

Проект согласовали с краевыми властями, подписали соглашение о формировании особой экономической зоны. Реализовывать планировали на условиях государственно-частного партнерства, то есть с привлечением как частных инвестиций, так и бюджетных средств.

НовостьСоединяя берега. Где появятся канатные дороги?

Однако, несмотря на достигнутые договоренности, этим планам так и не суждено было сбыться. В декабре 2016 года строительство экономгорода было заморожено еще на этапе проектирования. В пресс-службе губернатора Забайкальского края связали это решение с отсутствием активных действий со стороны инвестора.

Единственным крупным городом, построенным с нуля с начала века, стал Иннополис в Татарстане. Идею возведения высокотехнологичного города озвучил президент республики Рустам Минниханов. Современный наукоград открылся в 2015 году спустя три года с момента его основания. Изначально под строительство IT-деревни республиканские власти выделили почти 1,2 тыс. га земли. На них появились жилые дома, технопарк, университет и несколько корпусов общежитий.

Однако значительная часть территории Иннополиса до сих пор не застроена. В многоквартирных домах квартиры сдаются в аренду, купить жилье можно только в таунхаусах. По расчету властей, в созданной особой экономической зоне смогут работать до 60 тыс. сотрудников. Находится он в 40 км от Казани.

По мнению урбаниста, автора блога «Город для людей» Аркадия Гершмана, этот факт не позволяет считать Иннополис полноценным отдельным городом:

Иннополис недалеко от Казани находится. И в принципе там не то чтобы живут и работают люди, а ездят из Казани.

Эра дикой урбанизации прошла

По мнению Аркадия Гершмана, идея строить новый город «в чистом поле» себя изжила, потому что есть слишком много неудачных примеров подобных проектов на территории России.

Новость«Вряд ли Север когда-то был популярнее, чем сейчас»

— Эра дикой урбанизации, строительства новых городов прошла. И сейчас в России очень крупная проблема: слишком много моногородов в крайне депрессивном состоянии. А вывести их из него практически невозможно ввиду нежизнеспособности в современных условиях.

Той же точки зрения, апеллируя к европейскому опыту, придерживается урбанист, архитектор Архитектурной ассоциации Андрея Литвинова Варвара Лымарь.

источник: Известия